8 (495) 765-01-35
Обратный звонок Контакты
Корзина0 товаров
на сумму 0 р.
En / Ru

Терпелив, как Конфуций

Автор: Кора Бессер-Зигмунд

 

konfuciy.jpg

Зачастую знаменитости связаны для нас с определенной «темой».

Метод wingwave позволяет использовать их влияние в ресурсном коучинге. 

Что общего у Конфуция, Пчёлки Майи и Джеймса Бонда? Они влияют на нас, но их влияние – в отличие от обычного человека со своими достоинствами и недостатками – несколько иное. Благодаря созданному образу они демонстрируют нам те ресурсы, которыми желаем обладать мы на пути к достижению важных целей: внутренняя гармония, жизнерадостность и мужество. «Воплощением» называют на театральных подмостках способность актера на примере своего персонажа раскрыть темы человеческой души. Вспомнить только известную пьесу Гуго фон Гофмансталя «Имярек» („Jedermann”). Для лучшей демонстрации характерные черты могут быть представлены в преувеличенном или даже утрированном виде. Поэтому мы – коучи wingwave – во время ресурсного коучинга  работаем с моделями не только из жизни клиентов, но и используем «воплощения» ресурсов из истории, кино, телевидения, сказок и комиксов. 

Вспомним паттерны движения глаз из НЛП – при моделировании ресурсов мы задействуем способность мозга к конструированию зрительного образа, так как клиента и модель-знаменитость не связывает реально пережитая ситуация, т.е. клиент лично в ней не участвовал и в памяти не сохранил. Тем не менее, клиенты эмоционально реагируют на сконструированный зрительный образ, ведь он влияет на них, «притягивает».  В дальнейшем, коуч может использовать такой эффект в качестве эмоционального допинга на пути к достижению цели коучинга.

Как работает коучинг wingwave?

Многие наши читатели уже знакомы с основными техниками интервенции метода wingwave. Во-первых, симуляция БДГ-фазы (фазы быстрого сна) наяву, во время которой коуч, двигая рукой на уровне глаз клиента инициирует быстрые движения глаз, которые обычно наблюдаются во время одной из фаз сна, когда мозг стремительно обрабатывает и сохраняет новую информацию вместе с эмоциями в нашем мире внутренних переживаний.

images (6).jpg

Во-вторых, мышечный / миостатический тест или «О-кольцо-тест», при помощи которого коуч точно определяет лучший момент для интервенции в мир переживаний клиента, что обеспечивает быструю и эффективную обработку полученной информации и эмоций.

wingwave-Coaching-Oringtest.jpg

В ходе тестирования клиент соединяет в «кольцо» большой и указательный пальцы, а коуч проверяет стабильность «кольца», пытаясь его разжать. «Сильная» реакция свидетельствует о том, что клиент в состоянии справиться с тестируемой темой, «слабая» реакция говорит о том, что налицо стресс, который и является причиной слабого мышечного тонуса пальцев.

Мускулатура кисти отлично подходит для проверки нашего психофизиологического состояния, ведь за управление движениями руки отвечают довольно обширные участки головного мозга. Стресс и замешательство приводят к кратковременной потере контроля, что мгновенно отражается на мышечной реакции. Вспомните актёра, который, демонстрируя испуг, внезапно роняет бокал. Зрители тут же понимают, что этот персонаж в данный момент испытывает такой феномен, как «острый стресс». Напротив, высокий мышечный тонус руки можно обозначить метафорически. «Я могу горы свернуть» – означает, что человек полон позитивной энергии и готов к свершениям.

Коучинг wingwave предполагает продуманный стресс-менеджмент. Данный  метод известен тем, что снижает уровень страха перед экзаменами и публичными выступлениями, помогает стабилизировать конфликты и на эмоциональном уровне отдохнуть от неприятных событий, которые клиенты нередко описывают коучу, как «удар в поддых», испуг, раздражение и неприятие, оставшееся в памяти.

Только взглянув на «Шкалу субъективных переживаний», клиенты размещают все стрессовые ситуации из прошлого или проблемы, которые пугают их в будущем, на левой стороне. После ряда интервенций, в ходе которых клиент справляется с затронутой темой, «переживания» переходят в разряд нейтральных или даже позитивных – на правую сторону шкалы. Снижается уровень стресса, более того – благодаря техникам wingwave зачастую на смену стрессу приходят положительные эмоции, и клиент находит в себе эмоциональные ресурсы для того, чтобы справиться с ситуацией. Он в силах «совладать» с этой темой, а иногда может испытать «спортивный азарт», как недавно выразился один из наших клиентов, описывая новое ресурсное «переживание» относительно ситуации, которую ранее он считал затруднительной.

рис2.jpg

В 2007 году Институт Бессер-Зигмунд (Besser-Siegmund-Institut) при сотрудничестве с Высшей медицинской школой Гамбурга (Medizinische Hochschule Hamburg), в частности, Мари-Луизы Диркс – профессора по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» (Public Health) – провели исследование, целью которого было выяснить эмоциональный эффект коучинга wingwave в избавлении от страха публичных выступлений. Выяснилось, что достоинством метода является ощутимый рост положительных эмоций: наблюдалась решительность, клиент получал удовольствие от предстоящего события, а эффект сохранялся надолго.

   рис1.jpg

Во время коучинга wingwave мы располагаем положительные эмоции на правой стороне «Шкалы субъективных переживаний». Интерес представляет тот факт, что симуляция БДГ-фазы наяву может усилить субъективное ощущение положительных эмоций. Например, клиент вспоминает великолепный отпуск и характеризует свои положительные эмоции оценкой «+3». Нередко после симуляции БДГ-фазы положительная характеристика может увеличиться на два-три пункта. Такой эффект коучи назвали «Взмах удовольствия» („Genuss-Winken“). Положительный эффект и результаты вышеприведённого исследования натолкнули нас на мысль чаще использовать метод wingwave в качестве стимулирующего инструмента коучинга, который позволит целенаправленно двигаться в правую сторону шкалы. Один из форматов подобного коучинга – «Моделирование на примере знаменитостей» („Prominenten-Modeling“).

Моделирование на примере знаменитостей

При помощи «кольцевого» теста коуч выясняет, в каких эмоциональных ресурсах нуждается клиент для достижения цели. Например, председатель правления Петер С. хочет подготовиться к важному совещанию, которое обещает быть напряженным. Когда мы просим его дать оценку будущему событию на «Шкале субъективных переживаний», он склоняется к показателю «-3». «Я очень беспокоюсь, стоит только подумать о предстоящем стрессе», – говорит он. Далее мы показываем Петеру С. серию изображений известных личностей и персонажей, образ которых мог бы помочь ему справиться с событием. Он спонтанно выбирает Джеймса Бонда. Мы тестируем его выбор фразой: «Джеймс Бонд – верная модель». К удивлению клиента мышечный тест демонстрирует слабую реакцию. Похоже, образ Бонда, его качества и авторитет выражают вовсе не то ресурсное состояние, которое в данный момент так необходимо Петеру С. Стоит клиенту выбрать Конфуция, как коуч уже не может разжать «кольцо» из большого и указательного пальцев. Следующий шаг: мы тестируем позитивные ресурсы личности Конфуция. Для этого в коучинге wingwave применяется «Древо высказываний» („Aussagenbaum“).

Древо «положительных эмоций»

  • наслаждение
  • радость / удовольствие
  • любовь
  • сила
  • бесконечная свобода
  • удовлетворение / внутреннее спокойствие, хладнокровие, терпение
  • надежда, уверенность
  • гордость / уверенность в себе
  • чувство защищенности / излюбленная привычка
  • воля / выдержка / «феномен Колумба»

Петер С. изучает список и тут же отвечает: «Терпение – вот, что мне нужно; Конфуций олицетворяет для меня бесконечное терпение!» С помощью мышечного теста мы проверяем два высказывания: «Для подготовки к совещанию мне нужно терпение» и «Мне нужно терпение на время напряженного совещания». В обоих случаях «кольцо» удерживается. Затем мы используем «Зеркало эмоций» („Emotions-Spiegel“). «Посмотрите на изображение Конфуция – предположим, он выражает бесконечное терпение. Теперь прислушайтесь к своему организму: в чём это терпение отражается?» Петер С. задумывается. Такую проверку мы называем «Сканирование тела» („Bodyscan“). «Мышцы лица расслабляются, прежде всего, мышцы челюсти! И одновременно я словно вижу происходящее под другим, более широким углом». «Если попросить вас оценить данный эффект на шкале, какую оценку вы дадите?» – спрашивает коуч. Петер С. показывает «+4». «Действительно очень приятное чувство», – описывает он положительный эффект от «зеркала эмоций».

«Сохраняйте в памяти это чувство и пошевелите большим пальцем левой руки», – просит коуч. Далее следует первая интервенция: «Взгляните на изображение, представьте его перед своим лицом, вспомните, как вы посмотрели на ситуацию под другим углом, двигайте большим пальцем левой руки, а глазами следуйте за моими пальцами». Коуч медленно управляет взглядом клиента движением руки в горизонтальной плоскости: сначала на уровне глаз, затем чуть выше, затем ниже, по завершении возвращаясь на уровень глаз. Далее следует повторный вопрос: «Если вы теперь заглянете в «Зеркало эмоций», в нашем случае – «Зеркало терпения», на каком уровне шкалы вы находитесь?» Петер С. смотрит на изображение Конфуция, затем произносит: «Я бы отметил «+7». Таким образом, моделирование эмоций позволило подняться еще на три пункта по «Шкале субъективных переживаний».

С таким ресурсом терпения мы отправляем Петера С. на его будущее совещание. В качестве спускового крючка для «эффекта Конфуция» мы воспользуемся движением пальца его левой руки: «Представьте себе совещание; пусть всё идет своим чередом. Прежде всего, вспомните те моменты, что вас особенно раздражают и вызывают стресс». Петер С. кивает – мыслями он уже в будущем. «Теперь пошевелите большим пальцем левой руки и медленно следуйте глазами за моей рукой». Во время интервенции коуч напоминает о выбранной знаменитости: Конфуций. Петер С. глубоко вздыхает, плотно сведённые челюсти разжимаются, плечи опускаются, мимика становится расслабленной. Он даже в силах улыбнуться: «Вот теперь всё как на обычном совещании», – замечает он. При этом настроен Петер миролюбиво. «Я чувствую, что смотрю на ситуацию под другим углом, смотрю глазами Конфуция».

«Мне провести еще одну интервенцию?» – спрашивает коуч. «Конечно!» – следует ответ. В данный момент уже клиент определяет степень погружения в процесс. «Вот теперь хорошо», – говорит Петер С. после третьей интервенции. Мы заканчиваем коучинг следующим вопросом: « Сколько пунктов по шкале вы присвоите будущему совещанию?» Петер С. размышляет. «Минимум +5», – говорит он. Ничего общего с тем, что было раньше. Благодаря Конфуцию!

Совещание проходит успешно, к полному удовлетворению Петера С. «Некоторые жестикулировали, как сумасшедшие, но я чувствовал себя спокойным и бодрым. Как скала над бушующим прибоем», – рассказывает он.

Есть много других форматов ресурсного коучинга с применением техник wingwave. Например, педагог и тренер Гизела Кёнсен (Gisela Könsen) трудится в Гамбургско-Мангеймской страховой компании (Hamburg-Mannheimer Versicherungsgruppe) и уже несколько лет занимается подготовкой агентов для сдачи серьёзного экзамена. Как для них, так и для компании этот экзамен очень важен – и из-за стоимости в том числе. Гизела Кёнсен применяет исключительно ресурсный коучинг. И хотя зачастую ей выделено всего час на одного клиента, процент успешной сдачи ее учеников составляет около 90%.

Другие форматы ресурсного коучинга с применением техник wingwave вы можете найти в литературных источниках. Например, в нашей новой книге «Успехи в чудесах – wingwave в действии» („Erfolge zum Wundern – wingwave in Aktion“) коллега Ангела Брастер (Angela Braster) описывает формат успешного коучинга, который она провела с профессиональным гольфистом Стивом Крейгом (Steve Craig), членом британской ассоциации PGA. Многие наши коллеги также демонстрируют возможности ресурсного коучинга. Ряд примеров вы найдёте в книге «EMDR в коучинге» („EMDR im Coaching“).


Об авторе: Кора Бессер-Зигмунд, психотерапевт и коуч, руководитель одноименного института в Гамбурге. Разработка метода wingwave велась совместно с супругом – Гарри Зигмундом.