8 (495) 765-01-35
Контакты
Корзина0 товаров
на сумму 0 р.
En / Ru

О приходе нейронаук в бизнес, стрессе и сложном мышлении

Международный университет нейролидерства и коучинга — партнер блока «Современные системы обучения и развития» конференции HR&Trainings EXPO 2012, Светлана Хамаганова, генеральный директор Международного университета нейролидерства и коучинга, поделилась с редакцией Trainings.ru своими мыслями о том, какие темы определяют наиболее интересные тренды в обучении и развитии персонала.      

В последнее время мое особое внимание и внимание моих коллег из Международного университета нейролидерства и коучинга привлекают три темы:
  • приход нейронаук в бизнес,
  • стресс,
  • сложное мышление.

Приход нейронаук в бизнес

Речь идет об использовании знаний из естественно-научных дисциплин — в частности нейролидерства, нейроэкономики и нейромаркетинга — в обучении и развитии взрослых.

Бизнес любит материальный субстрат, именно поэтому точные знания оказываются ему понятны и полезны. Какие вопросы нейронаук интересны бизнесу? Например, все, что касается мозга лидера, принятия решений и управления вниманием. Международный университет нейролидерства и коучинга видит свою основную задачу в образовании людей, в повышении их осведомленности о достижениях наук, которые помогут им эффективнее развиваться, работать, управлять процессами и людьми. На наших тренингах мы обязательно рассказываем участникам о том, как работает мозг, как устроена нервная система, поясняем механизмы коммуникации.

Также мы регулярно приглашаем разных ученых на тематические встречи, где они популярно объясняют аудитории те или иные факты из нейронаук. Представьте, вы сообщаете группе аналитиков, что эмоции необходимы для принятия решений. При этом сами аналитики зачастую бывают не очень эмоциональными людьми. Скорее всего, они вообще никак не воспримут вашу информацию или даже отнесутся к ней скептически. Но, если объяснить им важность эмоций профессионально с физиологической точки зрения, то такой подход будет им близок и понятен. То есть, речь идет об образовании людей, повышении уровня их осведомленности.

Стресс

К этой теме я пришла через коучинг. Проводя коуч-сессии с топ-менеджерами, я отчетливо ощутила предел их психологических ресурсов, когда люди вообще не давали никаких результатов. В итоге мною была определена такая последовательность работы — сначала восстановление сил, а потом постановка великих целей. Только в этом случае будут результаты.

Данные последних исследований говорят о том, что ситуация со стрессом постоянно ухудшается. Все больше людей ему подвержены, все глубже он проникает в их жизнь, и все серьезнее его последствия. Причем как для отдельных индивидов, так и для компаний-работодателей.

Важно понимать, что основная проблема — это не наличие стресса, а неумение людей применять методы восстановление и незнание этих методов. Стресс постоянно сопровождает бизнес. Всегда есть расхождение между требованиями среды и ресурсами, что не может не вызывать у человека напряжение. Однако можно работать круглые сутки и хорошо себя чувствовать. Главное — уметь восстанавливать силы. На вопрос о том, как руководители это делают, чаще всего мы слышим в ответ «отпуск», «сон» или «занятия спортом». На этом пункте, как правило, список заканчивается. Медитацию, например, называют, единицы.

Многие компании активно проводят тренинги по управлению стрессом. По моим наблюдениям, чаще всего они проходят на невысоком уровне. Тренеры, которые их ведут, в редких случаях являются носителями глубоких знаний по теме. Содержание обычно строится вокруг прописных истин: не надо нервничать, надо больше спать, правильно питаться и т. п. Людей эти советы не вдохновляют.

На мой взгляд, работу со стрессом надо начинать со скрининга — оценки состояния человека с использованием аппаратных методов. Любые опросники, даже самые лучшие, дают субъективную картину. Аппаратные методы объективно определяют степень влияния стресса на организм.

В своей практике специалисты Международного университета нейролидерства и коучинга используют такие высокотехнологичные приборы, как электроэнцефалограф с блоком психофизиологической обратной связи и высокоточный электрокардиограф. Работа ведется преимущественно с топ-менеджерами компаний. С одной стороны, технология слишком дорога для массового использования. С другой, именно руководители высокого уровня сильнее всех страдают от стресса, что в свою очередь сказывается на бизнес-показателях. Достаточно посмотреть на статистику по сердечно-сосудистым заболеваниям и смертям среди топ-менеджеров в возрасте 40—50 лет.

Второй важный компонент решения проблем, вызванных стрессом, — это овладение методами релаксации. Здесь также возможно использование специальных приборов, которые помогают формировать определенные полезные навыки. Вариант, который доступен для большинства компаний и дает хороший эффект при правильном использовании, — это релаксационная комната. Однако недостаточно организовать помещение для разгрузки. Нужна продуманная пропаганда, подготовка сотрудников и их сопровождение. Дело в том, что получаемые в такой комнате эффекты достаточно тонкие, и поначалу без помощи специалиста люди не могут их уловить. В итоге они считают, что все, что им предлагают, бесполезно.

Пока скрининг стрессированности и овладение способами релаксации с использованием аппаратных методов — редкое явление. Это связано с дороговизной и сложностью эксплуатации приборов. Также катастрофически не хватает людей из науки, которые хорошо понимали бы бизнес и его запросы. Пока в этой сфере больше проблем, чем решений. Но, мне кажется, применение высоких технологий в работе со стрессом — вопрос времени.

Это направление будет набирать популярность в корпоративном формате. Например, скрининг состояния организма в сочетании с типологией и аппаратными методами — это, по сути, новый вид ассессмента, более глубокого и объективного. Также знание уровня стрессированности сотрудников имеет большое значение при работе с мотивацией. В компаниях чаще всего не замеряют уровень стресса у персонала при оценке мотивации, так как результаты будут нерадостными. Как известно, бизнес зарабатывает прибыль на переработках. В итоге получается проблема культурного характера. Но идею личного спасения никто не отменял. Да и руководителю понимание личного мотива, знание типологии и особенности работы мозга помогут стать боле тонким наблюдателем и оценщиком. Опять же выходим на тему важности и необходимости просвещения и образования людей.

Если говорить о тренингах по стрессменеджменту то, мне кажется, в них следует делать ставку на эмоции. Эмоции — это и симптом, и причина. Необходимо учить людей работать с эмоциям, и делать это максимально эффективно можно с применением аппаратных методов.

Сложное мышление

Это еще одна тема будущего. Чаще говорят о системном мышлении, но я бы предложила термин «сложное мышление». Первое сводится преимущественно к аналитической функции. В реальности же мы используем и мифологическое, и символическое, и концептуальное, и научное мышление. Таким образом, переход к термину сложного мышления дает людям понимание его многогранности и комплексности, а также транслирует идею о том, что обладать сложным мышлением - сама по себе сложная задача.

Бизнесу необходимо сложное мышление. И его запрос в том, чтобы такое мышление развивать. Часто можно встретить радикальную позицию: такой талант или есть, или его нет, а развитие в данном направлении невозможно. В этом есть доля истины. Действительно от природы кто-то в большей степени оказывается склонным к системному, глубокому подходу, кто-то — менее. Но в любом случае осознание и улучшение своих умений мыслить, анализировать и находить новые решения необходимо. Каким образом это можно сделать? Например, научить людей выходить за рамки весьма распространенного формально-логического подхода, который оказывается недостаточным при анализе «мягких» систем, к каковым относятся социальные системы. Для этого существуют свои методы, которые могут избавить нас от ненужных усилий.

Для ускорения анализа можно использовать диалектический подход, при котором формулируется ключевое противоречие, что позволяет быстро увидеть суть, смысл проблемы и затем уже включить момент творчества. Помните, как у Пушкина — перейти в стадию «гений — парадоксов друг» и синтезировать, соединить несоединимое.

На конференции HR&Trainings EXPO 2012 в своем выступлении я представлю обозначенные выше темы с точки зрения развития лидеров и лидерства в организациях.
 
    
Беседовала Инна Карачевцева
Материал взят с сайта Trainings.ru