Блог Центра осознанного лидерства

Как научиться ладить с высокомерными коллегами?

Управл. карьерой
Вне зависимости от того, сколько лет вы работаете, всегда существует высокая вероятность, что однажды из-за обесценивания вашего вклада и высокомерия со стороны какого-нибудь коллеги вы почувствуете себя “маленьким”. Но изучив причины возникновения такого высокомерия и выявив некоторые стратегии борьбы с ним, можно сделать работу с коллегами, склонными к такому поведению, гораздо более терпимой.

Что движет высокомерием?

Человек, который часто проявляет высокомерие и нарочитую снисходительность в своих комментариях по отношению к другим:

1) хочет “выиграть” дискуссию, обычно подавляя любое инакомыслие;
2) использует ситуацию для повышения собственной самооценки, унижая другого человека;
3) любит ощущать прилив энергии, который приходит от того, что он тот, кто определяет лучшую идею.

В некоторых ситуациях высокомерное замечание является результатом того, что человек находится в состоянии крайнего стресса, и комментарий вырывается в момент нетерпения. С такими ситуациями легче всего иметь дело, потому что это не устоявшийся стиль взаимодействия. Он либо исправится сам собой, как только стресс пройдет, либо человек, скорее всего, будет открыт для того, чтобы кто-то указал на нежелательное поведение. Но многие ситуации, связанные со высокомерными замечаниями на рабочем месте, часто возникают в результате общего стиля взаимодействия человека.

В этих случаях высокомерие может быть связано с неуверенностью, проблемами с контролем и/ или ранами из прошлого человека. Такие люди считают, что в них самих чего-то не хватает, и это должно быть компенсировано. Они испытывают потребность в создании чувства собственной значимости или в том, чтобы не чувствовать, как ситуация ускользает из-под их контроля. Высокомерие используется в попытке заполнить кажущиеся пробелы в их жизни.

Как бороться с высокомерием?

НЕ ПРИНИМАЙТЕ ЭТО БЛИЗКО К СЕРДЦУ. Помните, что не стоит принимать их комментарии близко к сердцу. Это может помочь смягчить боль, которую вы испытываете. Высокомерное замечание больше относится к недостаткам другого человека, чем к вашим недостаткам. Если у вас сложились отношения с этим человеком, вы можете сказать что-то вроде: “Вау, ты, должно быть, сейчас испытываешь сильный стресс. Я могу тебе чем-нибудь помочь?”

РАССМОТРИТЕ ВОЗМОЖНЫЕ КРУПИЦЫ ПРАВДЫ. Хотя подача была ужасной, на самом деле из комментария можно было бы извлечь некоторую конструктивную обратную связь. Найдите минутку, чтобы проанализировать то, что было сказано, и, если возможно, выжмите из этого что-нибудь для работы.

ДЕРЖИТЕ ДОСАДУ В УЗДЕ. Работа с кем-то, кто постоянно относится к вам с высокомерием, может вызвать у вас не только гнев, но и ожесточение, что вполне может сделать вас токсичным. Найдите способы воспитать свои внутренние резервы и обрести перспективу. Не позволяйте нездоровому поведению коллег стать заразным.

ВОЗМОЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ РАССМОТРЕТЬ. Может быть, у вас есть сила запускать перемены, а может быть, и нет. Вот несколько советов, если вы все-таки решите противостоять своему покровительствующему коллеге:

  • Найдите минутку, чтобы успокоиться, если это необходимо;
  • Попросите поговорить с ним наедине (чтобы сохранить ситуацию между вами двумя);
  • Вступайте в разговор с намерением установить между вами здоровые отношения, а не доказывать собеседнику, что он неправ;
  • Будьте профессионалом. Используйте язык “я” (“Я чувствую себя обесцененным как личность, когда вы говорите со мной снисходительным тоном”) вместо языка “Ты” (“Ты так снисходительно разговариваешь со мной”). Это менее конфронтационно и легче воспринимается;
  • Будьте готовы принять обратную связь о том, что у вас может быть своя область роста;
  • Распространяйте благо и работайте над созданием новой основы того, как вы будете работать вместе в будущем.
Иногда это срабатывает. В других случаях этого не произойдет.

НЕ ОЖИДАЙТЕ, ЧТО ОНИ ОТРЕАГИРУЮТ “НОРМАЛЬНО”. Дисфункциональные люди не реагируют на корректирующую обратную связь так, как мы ожидаем от других коллег. Ваш критически настроенный коллега может оказаться невосприимчивым к вашему мнению о том, что он общался неподобающим образом. Более реалистичный подход заключается в том, чтобы снизить ваши ожидания получить здоровую реакцию и удовлетворение от результата, если вы решитесь высказаться.

МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПОДЛИННАЯ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ. Позитивные взаимодействия могут погасить пламя негатива. Что вы цените в своих коллегах? Найдите минутку, чтобы выразить признательность, удивить кого-то любимой закуской, помочь кому-то уложиться в срок, совершить быструю прогулку с коллегой, чтобы наверстать упущенное, или даже просто дать пять кому-то, когда он чего-то добился.

ВЗВЕСЬТЕ ЦЕНУ. С определенными людьми вы должны выяснить для себя, стоят ли ответы на их комментарии дополнительного конфликта, который может возникнуть. Иногда (по крайней мере, в течение некоторого времени) отсутствие ответа может быть лучшим вариантом действий.

Независимо от уровня высокомерности, с которым вы сталкиваетесь, не забывайте смотреть на ситуацию как на результат проблем таких людей. Хотя вы можете быть получателем их комментариев, на самом деле вы не являетесь их причиной. Управляйте своими реакциями, чтобы ситуация не стала хуже. Если возможно, изучите потенциальные уроки, которые вы можете извлечь из их комментариев, и противопоставьте их негативу некоторые положительные моменты.

Автор: журнал Appreciation at work (перевод)

Узнавайте больше на наших корпоративных программах