Блог Центра осознанного лидерства

Разные грани конфликта на рабочем месте

Управл. карьерой
Не все конфликты выглядят одинаково. И иногда мы даже не осознаем, что в воздухе витает напряженность, пока кто-нибудь не укажет нам на это (“Вы заметили, какой сдержанной Алла была с нами после того разногласия на последнем собрании команды?”). С другой стороны, некоторые люди видят конфликты там, где в сознании другого человека их не существует. Например, вы думаете, что кто-то расстроен из-за "холодного" отношения к вам, когда на самом деле он ведет себя "холодно", потому что постоянно беспокоится о состоянии своей матери в больнице.

Давайте рассмотрим некоторые из распространенных способов демонстрации конфликта на рабочем месте – некоторые модели поведения делают разногласия очевидными для всех, в то время как другие менее незаметны.

Очевидные признаки возникновения трений/столкновений/конфликтов: 
  • ссора; 
  • цинизм; 
  • обвинение других; 
  • сарказм и резкие замечания; критика; 
  • сплетни; 
  • эмоциональная реактивность; 
  • обвинения; 
  • раздражительность; 
  • избегание; 
  • пессимизм; 
  • подколки; 
  • булинг; 
  • бурчание и жалобы; 
  • оборонительная позиция. 

Менее очевидные признаки возникновения трений/столкновений/конфликтов:
  • закатывание глаз; 
  • отчужденность; 
  • высокомерие; 
  • игнорирование правил; 
  • сопротивление; 
  • вздыхание; 
  • унижение; 
  • недоверие; 
  • нежелание помогать другим; 
  • исключенность из группы; 
  • утаивание обид; 
  • саботаж.

Возможно, вы скажете себе: “Ну и что? Здесь нет ничего нового.” Но мы бы посоветовали вам на минутку вернуться к спискам, поразмыслить и спросить себя: “Что из этого я вижу на своем рабочем месте?” И: “Что из этого я либо испытываю от других, либо время от времени демонстрирую?”

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ: НЕ ДАТЬ СИТУАЦИИ ВЗОРВАТЬСЯ

Хотя нам это и не нравится, большинство из нас иногда мирятся с небольшими разногласиями на работе. Это случается, верно? Но что нам действительно не нравится, так это тревога, которая начинает усиливаться, когда мы (и другие) обеспокоены тем, что напряжение растет – и мы не знаем, когда это закончится и к чему приведет. Вы можете начать слышать предложения вроде: “Просто забудь об этом, Дима. Это не так уж важно”. Или кто-то может спросить: “Как вы думаете, я должен что-то сказать? Ты видел выражение ее лица? Это было так, как будто она метала искры из глаз!”

Беспокойство вызывает не произошедшее взаимодействие или даже не то, что люди чувствуют сейчас, а то, что должно произойти, чтобы это не переросло в серьезный конфликт.

Вот несколько возможных действий, которые следует предпринять (за которыми следует несколько вещей, которые не следует делать):

  • Остановитесь и поразмыслите (не реагируйте сразу). Если вы расстроены какой-то ситуацией, притормозите и сделайте несколько глубоких вдохов. Спросите себя: уверен ли я, что правильно расслышал сказанное? Возможно ли, что я что-то пропустил? Есть ли кто-нибудь, к кому я мог бы обратиться за разъяснениями или подтверждением?

  • Обратитесь за разъяснениями и пониманием – либо к коллеге, который также присутствовал, либо к человеку, передавшему сообщение. Будьте осторожны с тем, как вы формулируете свои вопросы. Не начинайте со слов: “Ты что, издеваешься надо мной? Ты действительно сказал...?” или “Я ослышался или ты действительно идиот?” Попробуйте представить что-то вроде: “Анна, я в замешательстве. Не могли бы вы мне помочь?” Или: “Я борюсь с тем, что только что произошло. Мне интересно, не ослышался ли я или неверно истолковал то, что вы сообщили. Можете ли вы помочь мне понять?”

Принимайте участие в попытке разрешить напряженную ситуацию только в том случае, если это ваша роль. Как правило, в отношениях, если возникает конфликт или недопонимание, люди, участвующие в недопонимании, являются единственными людьми, которые должны работать над устранением недопонимания. Если вы не воспитательница в детском саду, лучше не вставать меж двух огней и помогать Юле и Ире разобираться в их разногласиях. Однако на работе бывают ситуации, когда супервайзер может помочь сгладить разногласия между двумя членами своей команды, но это случается нечасто.
Теперь, когда вы замедлили свою реакцию на ситуацию, вот пара дополнительных действий, которые нужно сделать:

Слушать. Если вы присутствовали при инциденте, вы можете выступить в качестве посредника для получения разъяснений или подтверждения – если вас попросят.
Если вы не были непосредственно вовлечены в конфликт или не присутствовали при нем, не выступайте в качестве посредника.
Держите свой рот на замке, а свои мысли при себе. Очень мало хорошего получается от разговора о ситуации с кем-то другим (кто также не является частью конфликта). Это называется сплетнями.
Если вы непосредственно вовлечены в конфликт с коллегой, одним из наиболее важных шагов является оценка источника или причины конфликта. Только тогда вы сможете разработать соответствующий план продвижения вперед.

Автор: Paul White, ресурс Appreciation at work