ОБУЧЕНИЕ WINGWAVE-КОУЧЕЙ
ВЫБРАТЬ WINGWAVE-КОУЧА
КУРСЫ МАЙНДФУЛНЕСС
РАЗВИТИЕ КАРЬЕРЫ
Оформить заявку
Отправьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Блог Центра осознанного лидерства

Как узнать себя?

Майндфулнесс Развитие осознанности

Познание самого себя или же развитие самоосознанности – это очень важно. Кто-то может подумать, что данный процесс ничем не отличается от обычного самолюбования, но это не так. Более того, самоосознание скорее препятствует развитию эгоцентризма.

Что я под этим подразумеваю? Скажем так, если человек по-настоящему узнает себя, то само понятие «я сам» приобретает новое значение. Происходит внутреннее освобождение. Эта идея, среди прочего, воплощена в учении Дзэн-буддизма: «Узнать себя — значит забыть себя».

Как только человек достаточно хорошо узнает себя, он перестает быть сконцентрированным на самом себе. Это приносит ощущение мира с самим собой и способность налаживать более глубокие взаимоотношения с окружающими.

Что такое «Эго»?

В широком смысле понятие «Эго» включает в себя физическое тело человека, его мышление, эмоции, систему ценностей, навыки, устремления и жизненные достижения. Согласно определению Американской психологической ассоциации, именно эти составляющие формируют личностную самооценку.

Принятие своих собственных убеждений, амбиций и успехов очень важно в процессе познания самого себя. Но подобное понимание собственного «Я» - это лишь начало пути. Согласно философии Дзэн, как только мы по-настоящему узнаем себя, мы начинаем забывать себя.

Но забыть себя – совсем не означает, что наше «Я» перестает существовать. Так в нашей жизни помимо категории «Эго» появляется нечто более важное и приносящее удовлетворение.

Познание себя – это путь к освобождению от себя

В XIII веке Догэн Эйхэй сказал: «Чтобы изучать Cебя, нужно забыть Себя. Чтобы забыть Себя, нужно быть просветлённым всеми вещами во вселенной».

Он рассматривал категорию «я сам» как ограничивающую, не позволяющую людям прийти к миру с самим собой. Но суть в том, что он признавал, сначала нужно узнать себя, чтобы уже после этого отстраниться от себя. Таким образом, познание себя – это своего рода духовная практика, путь к просветлению. 

Предположим, к примеру, что человек легко выходит из себя. А если он часто чувствует раздражение, скорее всего, он и будет считать себя «раздражительным». Но когда тот же самый человек научится отстраненно, медитативно и безоценочно наблюдать за своими негативными эмоциями и проявлениями раздражительности, то и его соответствующий образ самого себя трансформируется или вообще исчезнет.

А если через созерцание можно изменить образ своего собственного «Я», то и само понятие «я сам» может быть поставлено под сомнение. Категория «Я» уже перестает быть сдерживающим человека фактором. В этом и заключается процесс внутреннего освобождения.

Парадокс познания себя

На первый взгляд, это кажется парадоксальным: чтобы «забыть себя», надо сначала «узнать себя». В своей книге "Know Yourself, Forget Yourself" («Узнай себя – забудь себя») Марк Лессер пишет: «не бывает ясности без парадокса». Если серьезно об этом задуматься, то единственным способом дистанцироваться от «себя» является полное осознание себя самого, прохождение через себя самого.

Это то, что некоторые буддистские наставники называют «отречение». Это также близко к сути медитации майндфулнесс. Когда мы приходим к осознанности, то полностью воспринимаем и созерцаем настоящий момент, не давая ему каких-либо оценок. Мы всецело принимаем то, что есть и потому можем пройти через то, что приняли.

И напротив, если человек не готов принять себя, текущий образ «Я» будет лишь укрепляться. Так, если избегать созерцания собственного раздражения, поскольку это слишком болезненно, внутреннее раздражение будет накапливаться и усиливаться. В результате образ самого себя как «раздражительного человека» укоренится еще глубже. Станет невозможным забыть свое Эго, и неизбежными станут моральные страдания.

Правильно ли это – забыть себя?

У читателя может возникнуть вопрос, а зачем вообще это нужно – забыть себя? Отрешиться от себя – это может быть приемлемо для буддистского монаха, но мы-то живем в современном мире, не лучше ли нам быть чуть более эгоистичными? Не таким ли образом мы добиваемся успеха?

Конечно, если «забыть себя» кажется вам излишне радикальной мерой, можно взглянуть на процесс иначе. Например, «обратите внимание, что ощущение себя счастливым зависит от степени текущей привязанности к тем или иным вещам». Или «не поддавайтесь своему Эго». Все это звучит уже не так экстремально, но отражает все тот же подход.

Когда вы забываете свое «Я», вы не перестаете существовать. Вы углубляетесь в себя, ничего не теряя, а наоборот, приобретая.

Понимая это, можно перефразировать приведенную выше цитату: «Познать себя означает выйти за пределы своего «Я». А чтобы выйти за пределы своего «Я», необходимо найти мир с самим собой».

Что происходит, когда мы «забываем себя»?

Умение отстраненно относиться к категории «Я» может принести пользу по самым разным направлениям, например:

- у вас будет меньше неприятных, вызывающих моральные страдания переживаний;
- появится понимание, почему вы ведете себя так или иначе в определенных ситуациях;
- вас будет меньше беспокоить мнение окружающих;
- во взаимоотношениях с другими людьми вы сможете перейти на другой, более глубокий уровень;
- поскольку привязанность к определенным, присутствующим в вашей жизни вещам уменьшится, снизится и обеспокоенность по поводу возможности их потерять.

Первым шагом на этом пути является познание самого себя, поэтому перейдем к вопросу, как же это сделать?

Определите свои привязанности

Значительную часть нашего «Я» формируют привязанности. Чтобы понять, к чему привязаны вы, возьмите ручку, бумагу и завершите следующие фразы:

«Самое важное в моей жизни – это…»
«Человек, которого я больше всего люблю, – это…»
«Самое ценное имущество, которое у меня есть, – это…»
«Больше всего денег я трачу на…»
«Мое самое любимое хобби – это…»

Нет ничего зазорного в том, чтобы владеть дорогой собственностью или быть в очень близких отношениях с кем бы то ни было. Но именно наша привязанность к вещам или людям может причинять боль. Если мы выстраиваем свою идентичность на том, чем больше всего дорожим, наше самоощущение серьезно пострадает в случае подобных утрат.

Но чтобы иметь возможность со стороны наблюдать за природой своих привязанностей, созерцательная часть нашего «Я» должна находиться вне зоны привязанности, иначе просто ничего не получится. Тем самым, по факту, по крайней мере какая-то часть нас оказывается «вне зоны привязанностей».

Предположим, вы написали: «Самое ценное имущество, которое у меня есть, – это мой дом». Тем самым вы отмечаете свою привязанность к своему жилищу, поскольку испытываете чувство гордости, что являетесь домовладельцем. Если достаточно регулярно созерцать данную привязанность отстраненно, часть вашего «Я» будет дистанцироваться от нее. Со временем эта привязанность преобразится или вообще исчезнет. Другими словами, созерцание привязанности может помочь освободиться от нее.

Обращаем внимание на свое эгоцентричное «Я»

В своей книге «Сила момента сейчас“» Экхарт Толле пишет об эгоцентричном «Я», под которым понимается тот образ самого себя, который мы формируем в своей голове. Это то, что в других теориях называется «самооценкой». Эгоцентричное «Я» складывается из наших мыслей, чувств, убеждений, возможностей и внешнего вида. Эгоцентричное «Я» также используется для того, чтобы сопоставлять себя с окружающими. 

Например, трудоголику может нравиться много работать, поскольку это позволяет ему чувствовать свое превосходство над теми, кто работает меньше. Но если в какой-то момент он потеряет свое место и в течение года будет безработным, его эгоцентричное «Я» будет опустошено. Если такой человек не придет к глубинному пониманию самого себя, он может прийти к ощущению полной безысходности.

Еще раз повторимся, в самом наличии у человека эгоцентричного «Я» нет ничего плохого. У каждого есть свои мысли, убеждения, умения, поэтому вряд ли возможно добиться хоть чего-то без эгоцентричного «Я». Важно уметь взглянуть на него со стороны, чтобы понять – это всего лишь частица нашей личности. Между нами и нашим «Эго» есть еще некое пространство.

Чтобы поближе рассмотреть свое эгоцентричное «Я», возьмите ручку, лист бумаги и закончите данные фразы:

«Мои главные достижения – это…»
«Мое лучшее качество – это…»
«Самым серьезным критическим замечанием в мой адрес может стать…»
«Наиболее досадным событием в моей жизни было…»
«Думаю, я лучше, чем (конкретный человек)» или же «Я не хотел бы стать таким, как (конкретный человек)».

Распознав свое эгоцентричное «Я» и отстраненно наблюдая за ним, его можно изменить или полностью нивелировать.

Попробуйте заняться чем-то новым

Это может показаться банальным советом, но попробовать себя в новом виде деятельности очень важно, если вы хотите лучше узнать себя. Когда появляется ощущение, что вы недостаточно хорошо себя знаете, это означает одно – вы просто мало себя изучали.

К примеру, ощущение безысходности может появиться, когда достигается предел в карьере. Каждый день вы можете переживать по поводу того, что не знаете, чем заниматься в своей жизни дальше. Но если задействовать часть данной энергии на то, чтобы попробовать себя в какой-то другой сфере, можно лучше понять свои таланты и возможности. Это, в свою очередь, прояснит, в каком направлении выстраивать свою карьеру дальше. Как только приходит понимание относительно собственных компетенций и вы начинаете их правильно применять, из образа «самого себя» уходит навязчивый негативный контекст. Загружая себя полезной работой, вы одновременно вытесняете на задний план и переживания своего эгоцентричного «Я».

Поэтому пробуйте себя в чем-то новом. Каждую неделю готовьте какое-то необычное блюдо, назначьте встречу друзьям в другом месте или же займитесь новым для себя видом спорта. Согласно исследованиям, смена видов деятельности помогает поддерживать здоровую активность мозга и даже предотвращает деменцию. 

Сила дыхания

Итак, согласно философии Дзэн, чтобы освободиться от себя, мы должны изучить себя. Этого можно добиться, разобравшись в своих привязанностях, созерцая свое «Эго» и пробуя новые виды деятельности. Кроме того, этому процессу способствует и дыхательная медитация, разработанная Марком Лессером. Ее техника заключается в следующем:

- Вдыхая, представляйте, что вместе с воздухом приходит полное осознание себя самого. Наполните себя как можно большим объемом кислорода.

- Выдыхая, представляйте, что вы освобождаетесь от своего «Я». Концентрируйтесь на текущем моменте, пока выдыхаете.

Такая дыхательная медитация напоминает нам, что прежде чем выйти за пределы своего «Я», мы должны научиться его отстраненно созерцать.

Выйти за пределы своего «Я»

Познание себя – это, возможно, самый главный путь, который нам приходится пройти в своей жизни. Что может быть более важным? И по мере продвижения наше понимание самих себя может меняться.

Догэн Эйхэй дает подходящую трактовку процесса «познания себя», поскольку она подразумевает возможность выхода за пределы своего «Я». Чтобы этого достичь, необходимо принять свои убеждения, успехи и привязанности. А созерцая их, мы уже можем прийти к пониманию, что жизнь вокруг нас не ограничивается только этим. И по сути, так, можно «забыть себя».

Возможно, именно через осознанность можно избавиться от чрезмерной сосредоточенности на самом себе.

Источник статьи: https://mindowl.org/how-to-get-to-know-yourself/

Приглашаем Вас принять участие в тренинге майндфулнесс в рамках курса "Основы практики майндфулнесс".