Блог Центра Позитивного лидерства

Как с помощью метода Wingwave раскрыть и использовать скрытый потенциал?

Wingwave-коучинг

Супер-раздражитель

Как с помощью метода Wingwave раскрыть и использовать скрытый потенциал?


Пеппи Длинный чулок – самая сильная девочка в мире. Она живет совсем одна на вилле «Курица». И хотя за ней не присматривает никто из взрослых, она пребывает в добром здравии, наслаждается жизнью, а глаза ее излучают радость. «А кто же тебе говорит «Пора ложиться спать»? – спрашивают у Пеппи ее друзья Томми и Анника.

«Сама себе говорю, – отвечает Пеппи. – Сперва очень ласковым голосом: «Пеппи, ложись спать.» А если я не слушаюсь, то повторяю уже строго. Когда и это не помогает, мне от себя здорово влетает».

Подобно Пеппи, каждый взрослый должен быть в состоянии заставить себя лечь спать, используя лишь силу убеждения. Мы должны уметь требовать от себя, критиковать себя, мотивировать и хвалить. При этом зачастую, обращаясь к себе, мы ведём себя именно так, как в нашем детстве к нам относились окружающие: созидая или разрушая, с любовью или насилием, с доброжелательным пониманием или вечными придирками. Наследие детства – это смысловое зерно, влияющее на то, как мы будем относиться к себе, к окружающим и к жизни в целом.

В сознании Пеппи заложено это смысловое зерно. Зерно здравого смысла, во всём его великолепии. Ей повезло: она уверена в своих силах, обладает творческой жилкой и прекрасным чувством юмора. Это всё она. Возможно, именно поэтому Пеппи – самая сильная девочка в мире. Неудивительно, что она отлично справляется без взрослых, а при необходимости со всем своим дружелюбием переманивает их на свою сторону. Мама Пеппи умерла, а отец – капитан – пропал где-то в море. Но у девочки нет причины унывать: ведь ее воспоминания хранят любовь и оптимистичный настрой обоих родителей. Как было бы здорово, если бы смогли также легко находить жизненные силы, быть лучшим помощником для нас самих, увлекать окружающих и настраивать их на позитивный лад.

Как же работает эффект «Пеппи-Длинный-чулок»? В психологии развития подобный феномен называют интернализация. Человек с помощью внутреннего диалога учится управлять собой. Однако самоорганизация становится возможной только в ходе обращения к самому себе, а обращение строится на моделях, знакомых нам по коммуникации с родителями, бабушками и дедушками, учителями и другими людьми, встреченными на жизненном пути. При этом изначально мы, сами того не сознавая, перенимаем их стиль общения, буквально впитываем его, позволяя определять наш настрой. Ведь данные модели и образцы оказывают на нас еще и эмоциональное воздействие.

Таким образом, мы можем стать для себя лучшим коучем или – наоборот – главным стрессором – в зависимости от того, какие эмоции несут наши «автоматически возникшие мысли». Как показали исследования внутриличностных диалогов, люди в ежедневной коммуникации с самими собой употребляют порядка 50-60 тысяч слов. По мнению неврологов, мы сами нажимаем на кнопку «Пуск» и определяем субъективный настрой. Мы сами – наш главный неврологический раздражитель.

Раздражители бывают разные – образы, цвета, звуки, чувства, запахи, вкусы – все они воспринимаются соответствующими рецепторами, распространяются по нервным волокнам, передаются в головной мозг и влияют на восприятие и качество нашей жизни. В современном мире ощущения оставляют после себя не только общение с окружающими, созерцание природы или прослушивание музыки – они возникают и при выборе каких-то желанных товаров, например, дорогих украшений, при знакомстве с многочисленными СМИ, общении в соцсетях, при работе с финансами и т.д. Правда стоит отметить, что все эти раздражители в процентном соотношении оказывают не столь значительное влияние на наше внутреннее состояние.

В статье журнала GEO – «Как знание попадает в нашу голову» – Франц Мекснер пишет о том, что множество нервных волокон человеческого мозга составляет лишь одну тысячную от всего объема внутренних соединений. Каждый встреченный раздражитель вызывает тысячи внутренних «дискуссий» между отдельными нейронами, а их в нашем мозге миллиарды. Этот процесс даёт нам возможность переживать и оценивать происходящее. «Каждая нервная клетка способна принимать сигналы десятка тысяч нейронов и передавать сигналы таким же десяти тысячам. Вероятно, именно такое разнообразие возможных реакций – одна из элементарных предпосылок не только для фантазии и творчества, но и для любой психической деятельности», – пишет Мекснер.

Исходя из этого наблюдения, мы – в нашем институте в Гамбурге – подобрали новое понятие «супер-раздражитель» (Superreiz), которое используем в коучинге интраперсональных диалогов в рамках применения метода wingwave.

Давно известно, что целенаправленное управление мыслями способно мотивировать человека. Выстраивание интраперсональных диалогов применяется во многих методиках, например, в рационально-эмоциональной поведенческой терапии по Эллису, когнитивной поведенческой терапии, позитивной психологии, работе с построением аффирмаций и коучинге убеждений.

Однако часто наши клиенты сетуют на то, что они – несмотря на полное понимание ситуации – в момент стресса погружаются в деструктивное самобичевание. При этом речь не о самих языковых формулировках. Они всё также используют мощные мотивирующие убеждения а-ля «ты справишься», «ты успешен», но от слов легче не становится. Дело в том, что мелодию задаёт тональность. Если вести внутренний диалог с паническими нотками или отчаянием в голосе, торопливо или приказным тоном, все проговорённые мотиваторы не произведут ожидаемого эффекта. Кроме того, неприятный тон внутреннего голоса в моменты спешки может только ухудшить ситуацию и повысить уровень стресса.

Дело в том, что мы эмоционально воспринимаем слова и утверждения – их семантическое значение блекнет на фоне воздействия тона, с которым они произнесены. На многих сеансах фокус смещен на формулировку самих убеждений, в то время как именно эмоциональный коучинг позволяет настроить тональность, с которым будут сформированы и произнесены эти убеждения. И зачастую это помогает. 

Сегодня мы понимаем, что стоит уделить особое значение интонации внутреннего диалога. Наш слух, согласно новейшим исследованиям головного мозга, как и остальные органы чувств, обладает сильнейшим креативным потенциалом. Это происходит потому, что акустические раздражители стимулируют образование намного большего числа нейронных связей между полушариями, чем, например, раздражители органов зрения. 

В качестве небольшой иллюстрации приведём пример: некоторые люди по звуку двери автомобиля могут не только определить, плотно закрылась дверь или нет, но и узнать марку машины. Это возможно только за счет очень развитых ассоциативных связей, при этом информация об акустическом раздражителе многократно проходит между полушариями, прежде чем воспринимается и обрабатывается нашим сознанием.

Это взаимодействие наблюдается и между слуховыми центрами головного мозга, называемыми слуховой корой. Они отвечают за различные интерпретации акустических сигналов: центр слева – за смысловое наполнение – «что это», а центр справа за интерпретацию, которое несёт послание – «как оно произнесено». Например, как звучит привычное «да»: дружелюбно, нервно или со скукой в голосе? Почему у нас, читателей, высказывание Пеппи Длинный Чулок о том, что когда она себя долго не слушается, ей «от себя здорово влетает» не вызывает никакого возмущения? Мы же все против насилия над детьми. Всё потому, что мы распознали смешливый тон Пеппи и в тот же миг на уровне интуиции поняли, что это шутка.

Понимаю важное значение тона внутреннего голоса, коуч wingwave для начала предлагает клиенту осознать, какой негатив этот голос в себе несёт: злость, панику, приказ. Затем эта информация совместно анализируется, причём коуч с клиентом буквально находят направление, из которого исходит такой голос: сверху, снизу, со стороны…. 

Далее коуч переходит к мышечному «кольцевому» тесту, с помощью которого мы вновь ищем триггер – раздражитель, которому мы, собственно, сами позволили задавать тон в нашем внутреннем диалоге. Слабый результат показывает, что мы нашли источник блокирующего тона. На очереди – эмоциональный тест: «Этот голос внушает мне страх, делает беспомощным, причиняет страдания…» С помощью древа утверждений wingwave мы постепенно тестируем негативные эмоции клиента.

Следующий важный этап интервенции – сканирование (Bodyscan): «Где конкретно в организме вы наиболее четко слышите неприятный голос?» Задача клиента прислушаться к себе и понять, в какой части тела находится источник блокирующего тона, сфокусироваться и уточнить, как реагирует «эхо организма». 

Далее наступает очередь симуляции фазы быстрого сна наяву: для этого коуч совершает быстрые движения пальцами перед глазами клиент. Каждый такой сет открывается вводным утверждением, которое нужно проработать – например: «Этот голос внушает мне страх и т.д.» – в зависимости от того, какая эмоция является источником стресса.

Результат ошеломительный: даже после одной интервенции клиенты чувствуют свободу от влияния негативных эмоций внутреннего голоса. «Он мне больше не надоедает, не звучит, когда ему вздумается», – говорят клиенты. Именно с этого момента становится легче найти мотивирующий тон, который придаст сил внутреннему «Я».

Далее мы фактически используем методы эмоционального коучинга, дополнив его простой стратегией моделирования. «Вспомните момент из жизни, когда вы были счастливы, в восторге, чувствовали себя на высоте?» – предлагаем мы клиентам. Те, в свою очередь, сами выстраивают позитивную модель на основе воспоминаний о друзьях, учителях, родных, кумирах и т.д. 

Затем, используя симулирование REM-фазы с более медленными движениями глаз, мы «вплетаем» положительное влияние смоделированного тона во внутренний мир переживаний клиента. Результат – стабильно действующий «эффект Пеппи Длинный чулок». Клиент сам становится позитивным «супер-раздражителем» – по 50-60 тысяч раз в день, именно столько мыслей в языковом выражении проносится в нашей голове.

Кора Бессер-Зигмунд, дипломированный психолог, тренер, коуч и психотерапевт.


Приглашаем вас принять участие в наших открытых и корпоративных мероприятиях.