Здесь и далее под оптиопрактикой мы будем понимать подход к решению актуальных практических задач, в рамках которого всё описывается через базовое понятие выбор – реализованное решение. Фундаментальным выбором мы будем называть такое реализованное решение, которое служит основанием для последующих решений.
Итак, Маша сделала фундаментальный выбор. Этот выбор был в очень малой степени осознанным, ещё менее свободным, но на тот момент вполне гармоничным и невероятно сильным за счёт яркости детских переживаний.
Спустя 25 лет Мария поняла, что не может игнорировать явную закономерность в своих отношениях с мужчинами – чем лучше ей было рядом с мужчиной, тем сильнее она стремилась завершить с ним отношения, причем как можно раньше. И у неё это прекрасно получалось, можно даже сказать, что это происходило само собой. И можно было дальше сваливать это всё на мужиков, но Маша понимала, что если пятый муж бьет по роже, то дело явно не только в муже. Долго ли, коротко ли, но с подачи подруг и с ощущением некой обреченности девушка решилась таки на психотерапию.
Мы не будем вдаваться в глубины понятия «психотерапия», а сразу дадим определение в рамках оптиопрактики, где психотерапия – это процесс изменения человеком дисгармоничных фундаментальных выборов. Проще говоря, психотерапевт помогает перевыбрать то, что было гармонично выбрано когда-то, а теперь мешает жить.
Четырехтактная циклическая модель выбора предполагает, что процесс изменения фундаментального выбора состоит из четырех последовательных шагов:
1. Осознание текущего фундаментального выбора – «Что я выбрал и продолжаю выбирать сейчас?»
2. Определение альтернативных вариантов этого выбора – «Что я ещё мог выбрать и могу выбрать сейчас?»
3. Принятие решения о желаемом состоянии – «Что я хочу выбрать?»
4. Реализация и удержание нового фундаментального выбора.
Замыкая цикл, после этапа реализации идёт новый этап осознания. И так далее…
Зайдя в каталог психотерапевтических методов, Мария впала в легкий ступор. Часть слов она вообще видела впервые, а часть пугала своим наличием в этом списке. Особо впечатляюще выглядела «дендротерапия на вековых английских дубах». На настойках такое пишут, подумала Маша, и заметила слово «арт». Художественное творчество девушка уважала, хотя сама была от него довольно далека.
Здесь под творчеством мы будем понимать процесс создания субъективно нового. Причем, в первую очередь, новизна должна субъективно возникать для творца (если она возникает ещё для кого-то, то это уже искусство). С понятием художественного творчества пока разбираться не будем, определив его как творчество в сферах музыки, живописи, скульптуры и т. д.
Почитав про арт-терапию, Маша нашла более-менее внушающего доверие специалиста, надела вещи, которые не жалко заляпать краской, и пошла разбираться со своей личной жизнью.
В целом, тут уже можно собрать сутевое определение арт-терапии или психотерапии творчеством с позиции оптиопрактики.
Арт-терапия – это процесс изменения человеком дисгармоничных фундаментальных выборов за счёт создания субъективно новых художественных произведений.
Если говорить о модели творческого процесса, то давайте взглянем на модель, которая была предложена ещё Пуанкаре, оформлена Уоллесом в его «Искусстве мысли» в 1926 году, а затем, судя по всему, воскрешена Бонни Микумс в её книге по телесно-двигательной терапии 2002 года.
По Уоллесу, творческий процесс тоже состоит из четырёх стадий:
1. Подготовка. Исследование нового материала, обработка и планирование, обдумывание задач. Период осознанной концентрации над проблемой.
2. Инкубация. Отвлечение от задачи, когда «ментальные события» начинают происходить непроизвольно, без контроля сознания. В этот период лучше заняться чем-то другим либо просто отдохнуть. Период инкубации может длиться от нескольких часов до нескольких лет.
3. Озарение. Вспышка осознания, что решение проблемы найдено. Бессознательное выдаёт результат проделанной работы, что часто достигается соединением случайных образов и ассоциаций.
4. Проверка. Контроль сознания над найденным решением, отбор идей и проверка гипотез. Изначальная идея оценивается, дорабатывается и подкрепляется рациональными аргументами.
И здесь можно заметить, что четвертая стадия являет собой начало следующего цикла (подготовка к следующему заходу), а стадия реализации найденного – отсутствует. Всё-таки автор писал про мысли, а не про действие.
Учтя эти две особенности, можно увидеть большую схожесть между стадиями выбора и стадиями творчества. Что и создает основу для арт-терапии и подобных ей практик.
Маша пришла на первую встречу и радостно оценила диапазон всяческих красок, кисточек, музыкальных инструментов, гончарных кругов и прочей художественной утвари. Однако это всё-таки был кабинет терапевта, а не кружок детского творчества. Поэтому подготовка проходила в формате обсуждения и осознания текущей ситуации с личными отношениями Марии. Терапевт предложил ей свободно перемещаться по кабинету и знакомиться с реквизитом, что Маша и делала, заодно рассказывая терапевту основные события, свои гипотезы, выводы и прочее и прочее. Чесалось при этом у Маши левое полушарие мозга.
Преимущество арт-терапии во многом состоит в том, что этот этап может быть предельно коротким – главное задать проблематику и фокус для дальнейшего действия. Нет задачи докопаться до корректной формулировки того самого кривого выбора. И это позволяет использовать арт-терапию в более широком спектре ситуаций. Для сравнения, психоанализ почти полностью построен на первом этапе модели выбора, и в рамках него задача была бы как раз докопаться до истории с котом и поймать кривой фундаментальный выбор про удовольствие и боль.
Вторым заданием терапевта было выразить любыми художественными средствами то, что Маша ощущает в отношениях с мужчинами. И Маша взяла краски. Рисовать она не умела, но можно было даже кисть не брать, а просто макать пальцы в краску и мазать по бумаге. Маша вспоминала и рисовала. Представляла и рисовала. Как было, а как могло бы быть, а как будет, а как может быть… Шел процесс инкубации. А у Маши чесалось правое полушарие.
Так как творчество по своей сути есть создание нового, то все творческие методы усиливают второй этап модели выбора – поиск новых вариантов. И за счёт предельного расширения границ – бумага всё стерпит – это позволяет даже самым зажатым людям пробовать различные вариации, которые рано или поздно из количества перейдут в новое качество.
Озарение вместе с зудом в левом полушарии накрыло Машу на девятом рисунке. Все они были одинаковые. Яркие, четкие, красивые, а потом внезапная клякса всё испортила, Маша пыталась её исправить и всё превращалось в мазню. И так раз за разом. «Если брать много краски и делать это долго, то рано или поздно я не справляюсь и мажу не то и не туда, – оформила свои наблюдения Мария. – Жадничаю - я хочу больше цветов, больше яркости, больше эмоций! Надо быть аккуратнее или принимать кляксы как часть рисунка и не париться из-за них. И в отношениях так же».
Итак, новое решение найдено – быть не такой жадной до эмоций или принимать последствия избыточной эмоциональности. И на третьем этапе выбора принимается самое гармоничное решение в рамках текущего мира человека. Тут можно заметить, что Мария не попала в исходный фундаментальный выбор, что «невероятное удовольствие обязательно заканчивается невероятной физической и душевной болью». Но попала довольно близко – надо быть аккуратнее в невероятных удовольствиях или принимать невероятную боль как неизбежный риск.
На последнем этапе Мария оформила своё решение об аккуратности и принятии последствий и даже нарисовала ещё несколько рисунков, тренируясь эти решения удерживать для начала с краской и бумагой, а затем пошла их проверять в реальных отношениях. Чесалось у неё при этом опять правое полушарие.
Четвертого этапа выбора в модели Уоллеса нет, в реальности же он явно присутствует. То же, что является этапом Проверки по Уоллесу, может быть реализовано в формате пост-сопровождения арт-терапевтической работы, когда идёт проверка на устойчивость новых выборов и гармоничность их реализации в жизни. Но это будет фактически уже первая стадия нового терапевтического процесса.
Могла ли Маша пойти не на арт-терапию, а на классический психоанализ, или к гештальтистам или вообще обнимать английские дубы? Конечно. Любой метод хорош, если он помогает конкретному человеку изменить фундаментальные выборы, которые мешают жить.
Терапия творчеством хороша своей интегративностью – оба полушария чешутся, задействовано и тело, и эмоции, и ум, и дух. Своей наглядностью – вот рисунок, скульптура, запись танца или песни. Своей мягкостью – человек сделает только то, на что готов, ибо только он знает и чувствует, что он творит.
В этом преимущества данного подхода по сравнению с чисто аналитическими, чисто интуитивными или мистическими методами. Опять-таки преимущество для некоторых людей в некоторых ситуациях.
Автор: Александр Овчинников - оптиопрактик, бизнес-тренер, team-коуч, эксперт Центра осознанного лидерства.